Дизайн и костюмы
 
     Чтобы добавить саге свежего обаяния, Джорджу Лукасу понадобилось много талантливых художников. Работая без сценария, поскольку на тот момент картина была еще в стадии разработки, художник-постановщик Гэвин Боке вместе с автором концепции дизайна фильма Дугом Чиэнгом и командой художников в течение первых месяцев занимались предварительной постановкой, создавая с большим размахом стиль и облик фильма.
Приоритет в художественном оформлении отдавался новым мирам в Галактике "Звездных войн". Среди них можно выделить находящуюся за внешним кольцом Галактики "исчезнувшую" планету Камино, покрытую бушующим океаном и постоянно борющуюся с ливнями и ураганами. Технически "продвинутые" жители этого ультрасовременного мира, построенного на сваях, вбитых прямо посреди океана, вовлечены в сверхсекретный проект - создание армии клонов.
"Я думаю, Камино - действительно прекрасный мир, - отмечает Рик МакКаллум. - Это яркая находка для Джорджа, потому что там развивается высокотехнологичное общество, и облик планеты является классикой научной фантастики, чего мы не ожидаем увидеть в Звездных войнах. Обычно вы видите что-то песочное и поэтому знакомое".
Красная скалистая планета Дженозис, возможно, более узнаваема, но все равно поражает своим удивительным обликом: она лишена каких-либо характерных черт, не считая гор и скал, выделяющихся на фоне этого безводного мира. А что касается жителей, то Лукас представил их в виде трудолюбивых, усердных насекомоподобных созданий ("они словно термиты", - характеризует их Дуг Чиэнг), идеально подходящих для выполнения своей задачи - строить сотни тысяч дроидов, которые угрожают самому существованию Республики.
Знакомый мир из первого эпизода - Корускант, центр Галактики "Звездных войн", город-мир, разросшийся мегаполис, покрывший всю планету огромными небоскребами. Это здесь, в величественном Храме, джедаи основали свою резиденцию. На Корусканте заседает и Галактический Сенат, руководящий Республикой. Добавив больше видимого объема планете, "Эпизод II" представляет на суд зрителей новый, незнакомый нам Корускант, проводя нас по его улицам, барам, аллеям и оживляя футуристическую идею Лукаса.
Дизайн летательных аппаратов в "Атаке клонов" служит связующим элементом между новым искусством "Скрытой угрозы", характеризуемым обтекаемыми формами и промышленными, техногенными формами из "Новой надежды". В фильме поклонники саги увидят новый космический корабль, который, возможно покажется им знакомым и заставит засомневаться. Это - имеющий зализанные формы одноместный истребитель джедая с астромеханическим дроидом на борту. Внешность истребителя Оби-Вана напоминает треугольные имперские звездные эсминцы, которые наводили такой ужас в первой трилогии. Связь более чем видимая. "Звездные эсминцы выросли из истребителей джедаев", - отмечает Гэвин Боке, - так что символизм очень мощный - мы начинаем понимать истоки происхождения и укрепления темной стороны силы".
Средства передвижения в "Атаке клонов" представлены в широком диапазоне: от ярко-желтого трансформируемого гоночного спейдера Энакина до спейдера-рикшы, прицепленного к колесному дроиду на Татуине.
Дизайн одежды в фильме также имеет параллели с эпизодами первой трилогии. Художник по костюмам Триша Биггар с помощью авторов концепции Яна МакКэйга и Дэрмота Пауэра создала для Энакина Скайуокера костюм, имеющий определенные схожие детали с костюмом Дарт Вейдера. Первоначальная мысль Биггар заключалась в том, чтобы придумать для Энакина одежду, близкую по стилю с той, которую носил Эван МакГрегор в "Скрытой угрозе". "Но мы захотели передать ощущение наступления перемен и поэтому обратили внимание на одеяние Дарт Вейдера", - вспоминает Биггар, еще один ветеран "Эпизода I".
В костюме Энакина использована кожа для оторочки. Биггар взяла формы плаща Дарта Вейдера и попыталась направить их в русло стиля джедаев, стараясь получить упрощенные линии в противовес традиционно сложному плащу джедая. Результатом стало что-то определенно джедайское, с капюшоном, но в тоже время со смутно знакомыми очертания одежды Вейдера.
Падме, бывшая королева Набу, одета в потрясающую одежду, хотя и менее строгую по сравнению с той, что у нее была в "Эпизоде I". Ее гардероб в "Атаке клонов" превосходит даже многочисленный гардероб предыдущего эпизода. Работа над новыми костюмами, которые иногда выглядят даже проще, чем в "Скрытой угрозе", все равно оказалась трудоемкой. "При изготовлении всех костюмов для "Эпизода II" большая часть работы была ручной, - говорит Биггар. Очень много вышивки, отделки бисером - т.е. всех видов декоративного искусства".
В "Атаке клонов" персонаж Падме, отходя от образа правителя нации, имеет больше женских черт. Она носит менее официальную и более мягкую одежду. Так как ее героиня стала старше, Натали Портман смогла носить и более сексуальные наряды. "Джордж хотел видеть Натали более мягкой, женственной и менее деловой", - отмечает Биггар.
С развитием сюжета гардероб Падме становится все менее официальным, поскольку она превращается из сенатора во влюбившуюся женщину, а в конце концов в женщину действия, сражающуюся за свою жизнь.
В одной их ранних сцен, происходящих в офисе Палпатина, можно увидеть и более официальный, "сенаторский" дизайн Биггар, разработанный для Падме. Она одета в многослойные одеяния с мантией из пурпурного вельвета в английском "елизаветинском" стиле, а пурпурное платье под ней имеет длинные свободные рукава и насыщенный орнамент. Большой античный камень скрепляет рукава на спине, а юбка вносит дополнительную официальность в импозантный костюм.
После покушения Падме и Энакин улетают с планеты Корускант и прибывают на Набу, где начинается развиваться их романтические отношения. Находящаяся в уединении и окруженная идиллическими декорациями Падме одета в изысканное многоцветное платье, которое крепится к серебряному ожерелью на шее. "Это должно было выглядеть романтично и непринужденно", - говорит Биггар. Мягкое, воздушное платье с несколькими шифоновыми юбками, украшенными вышивкой было на Падме в во время пикника. Для романтического ужина на планете Набу Падме выбирает платье с кожаным верхом и рукавами со вставками из черной материи с бисером.
Когда Падме прилетает вместе с Энакином на Татуин, то она одета в роскошную вельветовую дорожную накидку, которая застегивается на шее с помощью броши. "Когда на ней эта накидка, то она пытается скрыться от внимания других людей, - объясняет Биггар. - Она, достаточно закрыта и таинственна". Для активных сцен, происходящих на планете Дженозис Падме одета в практичную одежду, выполненную из эластичной материи, обеспечивающей большую подвижность. У такого костюма есть даже пояс, на котором пришиты карманы, и он похож на пояс джедаев. Костюм, как и его владелец, участвует в действии, и его часть отрывается, когда Падме борется за свою жизнь со злобными созданиями.
В тесном взаимодействии с художниками работали Дэн Грэйгуа и Дэвид Дозорец, специалисты по визуальным эффектам, руководившие анимационной командой, создававшей черновую версию фильма. "Мы были тесно связаны с тем, чем занимался художественный отдел, - говорит Грэйгуа. - Мы выступали в качестве первой группы художников, работавших над дизайном".
Команда художников-аниматоров сыграла ключевую роль в фильме, предоставив переносные тематические доски, на которых было изображено более четырех тысяч эскизов, позволявших представить как будут выглядеть определенные сцены, для последующего использования режиссером, актерами, редакторами и специалистами по спецэффектам. Грэйгуа отмечает, что с развитием технологий, за несколько последних лет работа художников-аниматоров стала не только быстрее, но и имеет более высокое качество, чем раньше. Используя компьютерную графику сравнительно низкого разрешения, художники-аниматоры смогли нарисовать одну из самых масштабных сцен фильма и эпизоды, насыщенные спецэффектами.
Богатая палитра цветов и настроений фильма, разработанная художниками-дизайнерами Эриком Тименсом и Райаном Черчем, стала одним из самых значимых продуктов, созданных художественным отделом. Тименс и Черч также разрабатывали дизайн для ключевых эпизодов, происходящих на фабрике дроидов и на арене казни, и для самой главной финальной сцены битвы.
Их иллюстрации ключевых моментов фильма явились связующим звеном между концептуальным искусством и конечной работой художников и экспертов по спецэффектам студии "Индастриал Лайт энд Мэджик" (Industrial Light&Magic - ILM). "Это похоже на предварительное освещение, создание тоновые и цветовые эскизов", - говорит Черч. А Тименс добавляет: "Наша работа заключалась в том, чтобы вернуть пустоту "голубого" экрана к жизни, передать окружающий ландшафт через рисунки".
Высокий драматический потенциал "Атаки клонов" стал определяющим для Тименса и Черча при разработке дизайн. "Мы были рады, что Джордж Лукас и Рик МакКаллум хотели переплести чувство драмы и настроения, как это часто встречается у американских художников-пейзажистов, таких как Томас Моран и Альберт Бердштадт, - рассказывает Тименс. - Мы стремились к тому, чтобы сцены фильма вызывали бурю эмоций".
Еще один человек, участвовавший в создании "Эпизода I", художник-постановщик Гэвин Боке, отвечал за имплементацию художественных разработок дизайнеров в реальностью, которую Лукас мог снять на камеры. Будучи безумно рад, что получил еще одну возможность создать фантастическую Галактику, Боке замечает, что из 68 мест съемок, разработанных и построенных им и его командой, одно стоит особняком - это обветшалый ночной клуб на Корусканте. Там развлекается, кутит, пьет и играет местная трущобная публика и заезжий люд. "Очень интересно попасть в такую атмосферу и увидеть, как люди развлекаются в нашей сумасшедшей вселенной", - делится своими мыслями Боке. К тому же, ночной клуб и прилегающие к нему улицы являются отправной точкой путешествия, которое начинается в трущобах мегаполиса, а заканчивается в небе Корусканта.
Боке тщательно воспроизвел жилище Оуэна и Беру из "Эпизода IV. Новая надежда". Воссоздание знакомых мест саги было особенно значимым для Боке и его команды. "Как и другие места на Татуине, их жилище является частью семейной истории Скайуокеров, - говорит он. - Я думаю, каждый, кто попадает в мир "Звездных войн", будет чувствует себя комфортно в обстановке Татуина, созданной в Тунисе". Кроме того, Боке перестроил зал заседаний Совета джедаев, стараясь чтобы он максимально походил на тот, что был в "Скрытой угрозе". Для экономии времени, он взял за основу старые декорации и уже к ним добавлял дополнительное окружение, включая кабинеты Йоды и Мейси Винду, аналитическую комнату Совета и тренировочную террасу.
Созданная им окружающая обстановка в фильме заслуживает похвалы. Апартаменты Падме и кабинет Верховного канцлера Палпатина стали более детализированными и личными, чем большинство других мест в "Звездных войнах. Это коснулось, например, и летнего домика Падме, и большой мраморной столовой в нем, где Энакин и Падме провели романтический ужин.